Будет интересно
Статьи

Социально правовой строй древней индии

12. Варны Древней Индии


Особенности общественного строя: для Спарты характерно классовое рабовладельческое общество с элементами родоплеменных отношений. Спартиаты — это полноправные граждане, являвшие-ся господствующим классом.

Для их положения в обще-стве характерно: совместная собственность на землю; пользование земельными наделами (клерами), кото-рые им передавались государством вместе с илотами (земля была разделена на 9000 относительно равных клеров — неделимых и неотчуждаемых; на раннем этапе жили в некоем подобии города, объединявшим 5 селений (типа полувоенного лагеря); главной обязанностью спартиатов являлась военная служба, которая длилась с 20 до 60 лет (государ-ственное воспитание и обучение воинов осуществля-лось в школах с 7 лет); взрослые мужчины объединялись в возрастные и иные союзы; избранные граждане входили в привилегированный корпус 300

Государственность в Древней Индии

до н. э. на территорию Северной Индии началось вторжение индоарийских племен (из нагорий Ирана и Прикаспия); с ними в Индию приходит другая культура, названная по основному памятнику религии и фольклора индоариев «Ригведы» — ведийской.

Ведийское общество времени освоения Индии стояло накануне формирования в нем протогосударств. Население объединялось по большим патриархальным семьям. Поселения-деревни руководились не только по общинному, но и по родовому принципу: вождь – ганапати представлял доминирующую клановую линию и, опираясь на нее, выделялся уже как правитель протогосударства.

Ганапати обеспечивал совместное принесение жертв богам, общий труд и плодов этого труда. Главные вопросы жизни племени и общин решались на собраниях полноправных общинников (кроме женщин), которые назывались у разных племен по-разному: сабхе, самити и др.

Ведийское общество подошло и к стадии подчинения общему правителю нескольких племен.

5. Общественный и государственный строй Древней Индии. Законы Ману.

развития. Огромное влияние религии (индуизм и буддизм), идеи героев – мучеников.

Жизнь понималась как цепь перерождений (сансара), новое перерождение определялось накопленной кармой – суммой добрых и злых дел человека.

Концепция сансари на века обезопасила Индию от потрясений социального хар-ра: жизнь в нищете воспринимались как следствие предыдущей греховной жизни, вина самого чел – ка, а не гос-ных устоев. История Древн. Индии почти не содержит данных о варварском уничтожении городов, массовых убийствах, истязаниях мирного населения. Гуманность – хар-ная черта этой цивилизации.

Своеобразие общественного строя (кроме кланов, сословий имелись варны). Варны- сословия по происхождению.

Касты – группы по профессиональн. признаку. Первый человек – Ману. Предполагалось, что самые одаренные и справедливые призваны служить богам – браманы. Брахманы – голова и уста Ману. Кшатрии (защитники, воины) – плечи и руки Ману. Вайшья (соль земли – хозяйственники, земледельцы, ремесленники, торговцы), — живот и бедра Ману.

Он собирался в пользу «царей». Он постоянно увеличивался, в связи с чем даже вайшьи стали рассматриваться как податное население.

· Шудры – слуги. Эту категорию занимали представители коренного завоёванного населения, а также беднейшие части самого индийского общества, тех его членов, которые отрабатывали долги, находились в услужении. Неполноправное, зависимое положение шудр (ЗМ) могло сочетаться с их состоятельностью, которая делала эту категорию практически независимым (КА). Главная отличительная особенность – ритуальная нечистота.

Дхармашастры закрепляют чёткие религиозно-правовые границы между шудрами и первыми тремя варнами: o Устраняются от участия в жертвоприношениях, ритуалах (кроме брака) o Не могли изучать священные книги. Дхармашастры определяют для каждой варны наследственный круг занятий, тяжесть наказания зависит от принадлежности той или иной варне. Наряду с делением на

8.

Право и источники права др. Индии.

Чужаки, принятые в общину, не получали равных со свободными общинниками прав.

Характеристика древней Индии: возникновение государства; периодизации.
Они не участвовали в племенном собрании, не проходили обряда посвящения — «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины.

Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись «единожды рожденными». Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни — дхарма. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн, причем исполнение жреческих обязанностей было привилегией брахманов, военное дело — кшатриев.

Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трех высших варн.

Запрещался переход из одной варны в другую. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена

Общественный строй Древней Индии


Этому способствовали: — Строгая эндогамность — заключение браков между представителями одной варны; — определенная, наследственно закрепленная профессия; — поклонение одним богам; — переход из одной варны в другую строго запрещался.

Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты — касты знати — обособились от двух низших.

2. Важнейшим компонентом социального, общественного и экономического строя в Маурийский период была община, поскольку объединяла значительную часть населения — свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая.

5.Сословно-варновый строй в Индии. Законы Ману.

Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в самом раннем произведении ведической литературы — Ригведе.

В более поздних ведах указывается на наследственный характер религиозной и военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев. Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. Особая воинская верхушка, военная аристократия — кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии.

В эту категорию первоначально входили только арии, но в ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами сильных родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории «вратья-кшатриев», т.е.

кшатриев по обету, а не по рождению.

Название третьей варны «вайшии» произошло от слова «виш» — народ, племя, поселение.

Варново-кастовый строй Древней Индии.

Их называли «Дважды рожденные», так как в детстве по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения, который назывался «Инициация», что давало право на получение профессии, занятием предков и др.Брахманы должны были заниматься изучением священных книг, которые назывались «Веды», обучением людей, совершением религиозных обрядов.

Они должны быть окружены особым почетом, с ними должен советоваться царь.

Жизнь и имущество брахманов в полном объеме защищалось государством.Варна кшатрии сложилась на базе родовой военной знати. Из них формируется военная и государственная знать, из их числа должен происходить царь. Им также принадлежали большие участки земли. Варна вайшии включала трудовое население. Они не имели тех привилегий, которыми наделялись высшие варны, но они относились к дважды рожденным и резко отличались по положению от варны шудр.Шудры – это потомки Дравидов.

Шудры являлись наиболее бесправной варной.

Огромное влияние религии (индуизм и буддизм), идеи героев – мучеников.жизнь понималась как цепь перерождений (сансара), новое перерождение определялось накопленной кармой – суммой добрых и злых дел человека. Концепция сансари на века обезопасила Индию от потрясений социального хар-ра: жизнь в нищете воспринимались как следствие предыдущей греховной жизни, вина самого чел – ка, а не гос-ных устоев.

История Древн. Индии почти не содержит данных о варварском уничтожении городов, массовых убийствах, истязаниях мирного населения.

Гуманность – хар-ная черта этой цивилизации. Своеобразие общественного строя (кроме кланов, сословий имелись варны). Варны- сословия по происхождению.

Касты – группы по профессиональн. признаку. Первый человек – Ману. Предполагалось, что самые одаренные и справедливые призваны служить богам – браманы.

Брахманы – голова и уста Ману.