Субъекты контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках

Оглавление:

Понятие контрактной системы России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Чорновол Е.П.)


Так, по утверждению К.В. Косарева, «не совсем правильным сводить контрактную систему исключительно к ее участникам. Представляется, что термин «контрактная система» заимствован из законодательства США».

При этом, как отмечает автор,

«.федеральная контрактная система в США не сводится исключительно к указанию участников, а рассматривается гораздо шире — как закупочная деятельность в целом, поэтому представляется правильным воспроизведение подхода, господствующего в США»

[6, с. 21 — 26]. С подобными суждениями нельзя согласиться, т.к.

отечественный законодатель говорит не только об участниках контрактной системы, но и их действиях, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах. Согласно п. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет

Участники контрактной системы

На уровне субъектов РФ функционируют органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок).

Они уполномочены на осуществление функций по обеспечению реализации государственной политики в сфере закупок, по организации мониторинга закупок, по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки, для обеспечения нужд субъекта РФ. На местном уровне функционируют органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере закупок в пределах предоставленных им полномочий.
В частности, принимать правовые акты в сфере закупок в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о контрактной системе и осуществлять мониторинг в сфере закупок в соответствии с ч.

8 ст. 97 Закона о контрактной системе.

Субъекты закупочной деятельности по контрактной системе

Закон разграничил статус заказчика в зависимости от уровня финансирования и осуществляемых им функций: — государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или ее субъекта, уполномоченные принимать бюджетные обязательства от их имени и осуществляющие закупки; — муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства от их имени и осуществляющие закупки; — заказчик — государственный или муниципальный заказчик либо бюджетное учреждение, осуществляющие закупки. При этом сфера применения Закона о контрактной системе существенно расширена по сравнению с Федеральным законом

Правовые акты субъектов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных нужд Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

В научной литературе обращается внимание на то, что принятие таких правовых актов может предусматриваться лишь законодательством о контрактной системе в сфере закупок в узком смысле, т.е.

вышеназванным Законом и иными федеральными законами, регулирующими отношения в этой сфере2. Законом существенно расширена компетенция субъектов РФ и муниципальных образований, которые ранее не имели полномочий по правовому регулированию отношений по размещению заказов и заключению государственных и муниципальных контрактов, поскольку ранее действовавшим Федеральным законом от 21 июля 2005 г.

№ 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, вы- * Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором С.С. Занковским. 1 СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652. 2 См.: Андреева Л.В.

Понятие контрактной системы и основные правила ее функционирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 11. С.

Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения (К.

В. Кичик, 2012)


Указанная позиция законодателя представляется весьма спорной в связи с тем, что нужды бюджетных учреждений, по нашему мнению, также являются государственными (муниципальными) нуждами (подробней см. § 1.2 настоящей работы), Государственный (муниципальный) заказчик является ключевой фигурой в процессе размещения государственного (муниципального) заказа.

Одной из самых главных его функций является размещение заказа от имени соответствующего публично-правового образования (ст. 5 Закона № 94-ФЗ). В связи с осуществлением указанной функции государственный (муниципальный) заказчик наделен рядом прав, в том числе: привлекать специализированные организации (ст.

6 Закона), принимать решения о выборе способа размещения заказа (ч. 3 ст. 10 Закона), проводить с иными заказчиками совместные торги (ч. 6 ст. 10 Закона) и др. Предусмотрены Законом № 94-ФЗ и особые обязанности государственного (муниципального)

§ 3.

Субъектный состав отношений в сфере закупок

С момента принятия Закона № 44-ФЗ их статус в сфере закупок не претерпел существенных изменений, в связи с чем представляется возможным именовать бюджетные учреждения «иными» заказчиками и в настоящее время с целью избежать терминологической путаницы.К категории государственных заказчиков относятся следующие субъекты, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени Российской Федерации или субъекта РФ и осуществляющие закупки:

  • государственные органы (в том числе органы государственной власти);
  • государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;
  • государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • Проблемы регулирования контрактных отношений в сфере государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

    Специфику правоприменительной практики в области гсударственных и муниципальных закупок указывает на то, что законодательство в данной сфере нуждается в доработке путем совершенствования как отдельных категорий нормативно-правовых актов местного и регионального уровня, так и на основании комплексного подхода к федеральному законодательству.

    В соответствии с этим, теоретический и научный интерес проявляется в изучении сущности контрактных отношений, которые складываются между публично-правовыми образованиями и участниками закупок, создании долж- Проблемы регулирования контрактных отношении. ного правового рычага реализации таких отношений, а также соответствующих предложениях по совершенствованию законодательства в данной сфере.
    Осуществление государственных закупок связано с применением новой для российского законодательства категории договора-контракта. В связи с недостаточной разработанностью законодателем положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред.

    от 05.04.2016)

    Контрактная система Российской Федерации: основные экономические параметры и ведущие тенденции сферы государственных и муниципальных закупок, закупок отдельных видов юридических лиц Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

    Обнаруженные закономерности использованы автором для прогностического моделирования контрактной системы и выдвижения предложений по развитию ее архитектуры и совершенствованию управления закупками. Ключевые слова: контрактная система, контрактные отношения, бюджетные расходы, госзаказ, закупки отдельных видов юридических лиц, закономерность, управление закупками, масштаб, структура, контрактный профиль. Контрактная система Российской Федерации (далее контрактная система) — огромная по масштабам, сложная по архитектуре и фундаментальная по значению сфера национальной экономики и государственного управления.

    Субъектами контрактной системы являются, во-первых, все получатели бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, имеющие весьма различные организационно-правовые формы и функциональные обязанности.

    Некоторые проблемы правового регулирования контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках

    Keywords: contractual relationships, government order, optimization, improvement, qualification.

    Во-вторых, в контрактную систему входят разнообразные по статусу, бизнес-процессам, отраслевой принадлежности субъекты рынка.

    Наличие качественной системы осуществления государственных закупок является одним из важнейших факторов экономической стабильности страны.

    В современных реалиях экономики большой объем государственного заказа влечет за собой увеличение бюджетных расходов. В наше время осуществление государственных и муниципальных заказов реализуется на основе контрактной системы взаимоотношений.

    В связи с этим, необходим высококвалифицированный и качественный подход к формированию системы контрактных отношений.